Vtome.ru - электронная библиотека

Историк. Журнал об актуальном прошлом №3 (39) 2018


Название: Историк. Журнал об актуальном прошлом
Издательство: Москва: Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ)
Год / месяц: 2018 / март
Номер: 3 (39)
Страниц: 84 с.: ил.
Формат: pdf
Размер: 59 mb

Сто лет назад, в марте 1918 года, Москва вновь стала столицей нашей Родины. Переезд совет­ского правительства из Петрограда завершил длившийся два столетия «петербургский» период российской истории - эпоху, когда центром поли­тической и культурной жизни страны был город на Неве. Весьма показатель­но, что Санкт-Петербург стал стольным градом по воле поднявшего «Россию на дыбы» Петра Великого. Решение о воз­вращении столицы в Первопрестольную было принято большевиками, не скры­вавшими аналогичных планов в отно­шении доставшейся им страны. Как когда-то Петр, они без сожаления остав­ляли прежнюю столицу.
Будущий император на дух не пере­носил патриархальную Москву и не без основания рассчитывал на то, что на «брегах Невы» ему удастся создать по- настоящему европейский город. Соб­ственно, ему это удалось: построив Санкт-Петербург с чистого листа, стро­го по плану, сильно напоминающим Амстердам с его каналами, корабель­ными верфями и регулярными парками, Петр достиг своей цели.
Его внук - Петр II - попытался было вернуть столицу в Москву, но после его смерти идея не нашла поддерж­ки у большинства тогдашней правя­щей элиты. К этому времени Петербург в ее глазах стал не просто символом пе­тровских преобразований, но и зримым воплощением достигнутых за период правления первого российского импе­ратора успехов, прежде всего внешне­политических. Отказываться от насле­дия Петра Великого правящий класс России не собирался. В этом смыс­ле царствовавший всего два с поло­виной года Петр II пошел против тече­ния и в итоге оказался единственным русским императором, погребенным в Москве. Его преемница на троне - Анна Иоанновна - вернула столицу обратно в Питер.
Помимо климата у новой столицы был только один минус - местополо­жение на самом краю империи. Впро­чем, до тех пор, пока Прибалтика была российской, а потом российскими ста­ли еще Польша и Финляндия, окраин­ное положение «града Святого Петра» не сильно беспокоило власти.
Все изменила Первая мировая война. «Великое отступление» 1915 года, в ре­зультате которого были потеряны Поль­ша и ряд прибалтийских территорий, может быть, не сделало положение сто­лицы. переименованной на русский ма­нер в Петроград, менее безопасным с военной точки зрения. Однако именно «Великое отступление» запустило весь­ма разрушительные процессы в тылу русской армии, приведшие в конечном счете к слому существовавшей госу­дарственности. Следствием этого ста­ло фактическое обрушение фронта, сделавшее возможным стремительное продвижение врага вглубь российской территории. Так Петроград оказался прифронтовым городом.
Но еще раньше он превратился в то, что потом большевики с гордостью на­зовут «колыбелью революции». Дей­ствительно, бацилла перманентного со­циального взрыва надолго поселилась в имперской столице России. Александр Керенский слишком поздно это понял: когда в начале октября 1917-го ему при­шло в голову, что зараженный рево­люцией город несет опасность власти Временного правительства, на переезд в Москву у него уже не осталось вре­мени. Большевистский переворот произошел раньше, чем министры успели упаковать чемоданы.
Пришедшие к власти народ­ные комиссары в первое время полагали, что их положение в «колыбели революции» гораздо более устойчиво.
Однако скоро стало ясно и им: главная угроза ис­ходит не только от немцев, хотя они к тому моменту еще ближе при­двинулись к городу на Неве. В Питере нельзя было оставаться еще и потому, что в условиях разрушившейся эконо­мики и рассыпавшегося фронта засев­шая в городе «бацилла революции» рано или поздно неизбежно уничтожила бы и большевистскую власть. Вовремя осознав это, лидеры Советской России погрузились на поезда и покинули ста­рую столицу. Они двинулись вглубь страны - в древнюю, патриархаль­ную, порядком обветшавшую, «контр­революционную» Москву. Так Перво­престольная вновь стала столицей...
За прошедшие сто лет она притянула к себе миллионы сограждан, осевших и пустивших корни здесь только потому, что столицы всегда манят. Она обрати­ла на себя взоры миллиардов жителей планеты, став одним из главных горо­дов мира. Прошел целый век, и сейчас уже трудно представить, что все могло быть иначе.
Для широкого круга читателей.



ОТСУТСТВУЕТ ССЫЛКА/ НЕ РАБОЧАЯ ССЫЛКА ЕСТЬ РЕШЕНИЕ, ПИШИМ СЮДА!










ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМ


СООБЩИТЬ ОБ ОШИБКЕ ИЛИ НЕ РАБОЧЕЙ ССЫЛКЕ



Внимание
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.